Легенды Борового

E-mail Печать
Танцующие берёзы
Жумбактас
Пещера Кенесары
Поляна Абылайхана
Жеке батыр (спящий рыцарь)
Окжетпес
Скала Аютас или Пахомовка

 Танцующие березы

Молодежь аулов, расположенных вокруг Бурабая, похоже была сплошь из любителей искусства. Они собирались на лужайке между лесом и восточной частью Аулиеколя и проводили игры, пели песни, устраивали танцы. Об играх и веселье молодежи узнает хан. Ему захотелось увидеть все это своими глазами. Однако хан не может выехать туда в сопровождении многочисленных нукеров (воинов), чтобы посмотреть игры. Пойти туда можно тайно, без шума иначе молодежь будет неискренней, и игры будут без обычной естественности и простоты.
Как обычно, молодежь собралась на игры. Хан, переодевшись в простого жигита в сопровождении одного из нукеров, тоже пришел на игрища и стал одним из многих, кто хотел посмотреть на веселье молодежи. Никто не узнал в скромном жигите всесильного хана. Одни игры сменяли другие и веселье разгорелось вовсю.

Пришла очередь показывать искусство танцев. На середину лужайки вышли девушки, как березки белые в свете полной луны, и устремились в хоровод. Развевающиеся белые платья, колыхающиеся на головах перья филинов, мельканье ног, вихрь кружения слились в прекрасное зрелище. Увлекшись искусством, хан, помимо воли, воскликнул:
- О, прекрасные феи, будьте счастливы, живите долго!
Заметив хана, кто-то воскликнул:
- О, всесильный хан!
Тут и все собравшиеся бросились ниц с причитаниями:
- О, всесильный хан!
Танцующие девушки засуетились, не зная, куда деваться, где спрятаться. Они замерли в танце, да так и остались стоять, превратившись в молодых березок.

 Сегодня все, приезжающие в Бурабай, не уезжают, не посмотрев на "танцующие березки". Они действительно похожи на красивых стройных девушек, кружащихся в вихре веселого и стремительного танца.
Еще из интереснейших мест Борового можно отметить Тасбака (черепаху). Если подойти к Окжетпесу со стороны озера Боровое и посмотреть на слона сзади, то можно увидеть, как правое ухо слона превращается в огромную черепаху. Она вытянула шею и, положив правую лапу на голову слона, стремится подняться выше и взобраться на затылок слона.

 Жумбактас

В северной части озера Боровое (Аулиеколь) между отрогами Кокше и Темиртау глубоко в берег вдается залив. Посредине залива - каменный остров -нагромождение выветривших матрасовидных пластов гранита. Скала эта - Жумбактас (Камень - загадка) напоминает то ли таинственного Сфинкса с застывшими бесстрастными чертами, то ли задумчивого юношу с развивающейся по ветру копной волос. Это все зависит от фантазии и воображения человека. Если идти от кордона к поляне Аблай Хана, то вначале от кордона, если взобраться повыше, то мы увидим сверху профиль мультфильмов - с кого Чебурашку, далее от лодочной станции - профиль красивой молодой девушки, медленно идете вдоль и профиль молодой девушки превращается в профиль старушки, а если подплыть к нему со стороны санатория "Окжетпес", то можно разглядеть морду загадочного зверя (Сфинкс). В одной из легенд про Окжетпес говорится, что это плененная калмычка, упавшая с вершины Окжетпеса.

Сакен Сейфуллин в своих стихах, посвященных Окжетпес, Бурабай, Жумбактас воспевает:

Аңғал қүз "Оқжетпестің" етегінде,
Ботадай бойшаң нардың жетегінде.
Бүл күнде көлдің суы қүзды ораган.
Сол қүз ғой көлдің шеті, ерте күнде,
Әлгі қүз "Жүмбақтас" деп аталыпты,
Солайша қалмақ қыздан бата алыпты.
Суретті "Жүмбақтастың" шежіресін
Үлкеннен кейінгілер жат алыпты.
Осылай жыр қылады "Жүмбақтас" деп.
Дуалы адам пішін сымбат тас деп,
Куәсі ертедегі болған істің
Белгісі шежіреннің қымбат тас...деп.

Поэт Айдос Абуталипов пишет о Жумбактасе такие строки:

Уа, Жүмбақтас, Жүмбақтас,
Айналайын толқын қарбалас.
Келемін қарап қызыға —
Алдымен шықты қарындас,
Мандайын үрлейді
Қайырылып артқа қысқа шаш.
Бара-бара қарындас
Ауысты бөтен бір түрге-
Шүңірек көз кемпірге.
Жүмбағынды үғындым
Сиқырлы кемпір-қызға үқсас
Сүйкімді момын Жүмбақтас.

Здесь автор описывает свое видение Жумбактас -как профиль молодой девушки постепенно превращается в профиль старухи.

 А вот еще одна редко упоминавшаяся легенда:

В старое, старое время жил один очень богатый и сильный бай. У него было много сыновей и только одна единственная дочь. И была она красивой и статной. К тому же умная и мастерица на все руки. Родители в ней души не чаяли. Отец мечтал выдать ее замуж только за хана или бия (судью). Однажды в этот аул приезжает великолепный джигит: и лицом красивый и певец благозвучный и мастер игры на домбыре - настоящий султан среди джигитов. И старые и молодые, захлебываясь, рассказывали об искусстве гостя. Жигит и дочь бая встретились и с первого взгляда влюбились друг в друга. Но разве бай согласится на их брак? Зная это, молодые решают уехать из аула подальше, где их не найдут лазутчики бая. Они оседлали двух аргыма-ков и под покровом темноты сбежали из аула. Прошло много дней и ночей, пока они успокоились и решили, что им больше ничего не грозит. Это были окрестности Бурабая. На берегу Аулиеколя, среди благоухающей зелени, они поставили свой шалаш. Жигит построил лодку и молодые на ней скользили по водной глади. Затем они присмотрели красивый залив в северной части озера и стали все чаще отдыхать здесь под сенью молодых берез, елей. Потому ли, что залив всегда находится в тени Бурабая, или здесь вода особенная, но она такая прозрачная, что видно дно и голубое-голубое весеннее небо. Поэтому наши предки называли этот залив Когильдир колтык (Голубой залив). Влюбленные молодые катались здесь, любуясь прозрачной водой, стаями рыб, грациозностью и верностью лебедей. Как пара неразлучных лебедей, они проводили счастливые дни медового месяца. А в это время ее братья искали свою сестру, не зная отдыха. Отец, взбешенный, что дочь сбежала с однолошадным бедняком без рода и племени, не мог успокоиться и требовал найти беглецов. Условия его были суровыми: убить похитителя и вернуть дочь. Прошло немало дней, и ищейки бая напали на след беглецов и чуть не схватили их. Молодые первыми увидели ищеек и, захватив кое-что, бросились к лодке. Погоня, упустив их, осталась ни с чем, но уходить не собиралась. Указ бая был суровым, и они начали следить за своими жертвами. Зная, что лодка с молодыми часто заходит в залив, они засели в сени деревьев и стали ждать. Молодые влюбленные не подозревали о коварстве врага. Однажды они подплыли слишком близко к берегу и братья девушки не упустили свой шанс. Серая стрела, пущенная меткой рукой, вонзилась прямо в сердце влюбленного. Жигит упал в воду, обагрив ее своей кровью. Девушка, потеряв любимого, обращается к заходящему солнцу и просит у Аллаха превратить ее вместе с лодкой, построенной руками жениха, в камень. Всевышний, видя ее искреннее безмерное горе, выполняет ее просьбу.
Позже наши предки назвали эту скалу Жумбактас.

И действительно, скала загадочная. Если посмотреть на скалу с одной стороны, она напоминает лодку, если посмотреть с другой - это настоящая девушка с развевающимися на ветру волосами. А если проехать еще немного и посмотреть на скалу в другом ракурсе, то увидишь старую сгорбленную старуху.

 Таскамал (Каменная крепость)

Если выехать из г. Щучинска и поехать к санаторию "Окжетпес", то ваш путь будет лежать через сосновый бор и поднимется на небольшую возвышенность. Отсюда тропинка ведет вверх, и вы упретесь в каменную стену. Она сложена из больших камней. Мы удивляемся, каким образом были созданы египетские пирамиды, но и стена в Бурабае также заставляет задуматься о силе человеческого духа и его возможностях. Самые маленькие здешние камни едва ли смогут сдвинуть десять сильных мужчин.
А чтобы еще поднять на эту высоту?.. А для того, чтобы каждый камень обточить со всех сторон, подогнать друг к другу, сложить один к одному? Сколько нужно было времени, сил и умения, инженерных знаний!

Стена раньше была еще выше. Это видно без разъяснений. В некоторых местах некоторые камни скатились. Похоже, что кто-то специально разрушал стену. Некоторые "всезнайки" приготовили и объяснение чуду, дескать, соорудили казахи стену против нашествия калмыков. Для чего же создавать крепость в глухом лесу, среди камней и гор? Ставить здесь крепость, да еще состоящую только из одной стены, конечно же, глупо.

Тайна каменной крепости совсем в другом. Сарбазы Абылая сплошь состояли из храбрых и отважных воинов. Он их воспитывал в преданности народу, в умении воевать и при этом придерживаться строгой дисциплины, чтобы они могли выдержать голод, жажду и другие трудности. Абылай не позволял воинам расслабляться и предаваться разгулу и чревоугодию, даже когда его отряды находились в Кокшетау. Бывалые люди говорят, что собранные с восточной стороны стены, поднялись в целый хребет. На нем выросли густые заросли из сосен и берез.

 Пещера Кенесары

Пещера находится на южном берегу озера Боровое (Аулиеколь) в 6 км. от санатория Окжетпес на середине небольшого скального возвышения. По каменным ступеням легко дойти до входа в пещеру. Площадь пещеры никак не меньше, чем у восьмиканатнои юрты. Сверху, как в юрте, шанырак (свод). Перед пещерой большая площадка, откуда хорошо видна панорама озера.

На пещере установлена мемориальная доска со стихами Магжана Жумабаева.

Сол түні сонау үнгір тау ішінде
Қабағын қарс жасып кене ойлайды
Қаналған қазағына жол таппаққа
Жүрегі тілім-тілім тіле ойлайды.

В эту ночь в пещере среди гор (Задумался Кенеса-ры Хан) О судьбе своего народа.
Внук Абылай Хана, сын султана Касыма Аблайха-нова, Кенесары Касымов родился и вырос в семье, игравшей почти столетие руководящую роль в политической жизни казахов Среднего жуза. Кенесары родился в 1802 году в урочище Бурабай. Он с детства научился верховой езде и меткой стрельбе. Он страстно любил охоту на диких зверей, водившихся в урочище.-Нередко со своей дружиной, после удачной охоты, на ночлег останавливался у подножья сопки, на которой находилась пещера, поэтому эта пещера и стала называться "Кенесары унгиры". Кенесары участвовал в восстании 1825 года, поднятым старшим братом Саржаном.
Историк Смирнов, характеризуя его зрелые годы, писал:"Красиво одетый в бархатный бешмет с полковничьими эполетами на плечах, со знаменосцами позади, Кенесары всегда скакал впереди своих скопищ".
Непосредственному выступлению Кенесары в 1837 году предшествовал ряд его попыток убедить царское правительство отказаться от постройки системы укреплений в Кокшетау и Акмолинске.
В 1842 году Кенесары переходит в районы Старшего жуза, чтобы продолжать борьбу с Кокандским Ханством и отвоевать у Коканда казахские земли.
В 1847 году Кенесары вторгся в пределы Киргизии, где он погиб летом этого же года.

Трон Абылайхана и поляна Абылайхана

О хане Абылае - хане Среднего жуза народ сложил, сохранил в немеркнущей памяти множество легенд, сказаний и поэм...У подножья знаменитой горы Кокше есть священное место для казахов - естественный гранитный трон Абылай хана и поляна Абылай хана - уникальный памятник живой природы, который характеризуется особым микроклиматом. Здесь наблюдается особая активность солнечного сияния, обилие биологически активных ультрафиолетовых лучей, под воздействием которых организм человека "омолаживается"...

...По преданию, представители крупных родов Среднего жуза усадили табунщика Сабулака, по происхождению Абильмансура - внука грозного Абылая, на белую кошму, вознесли его на природный каменный трон и провозгласили своим ханом. И стал он именовать себя ханом Абылаем. Роды Атыгай и Карауыл отдали ему в жены шесть самых красивых девушек и поставили шесть белых юрт.
Духом- покровителем Абылая был желтый верблюд. Считалось, что если верблюд лежит на дороге, ведущей к месту сражения головой вперед, то Абылая ждет победа над врагами, если наоборот — жди неудачи в походе или поражения...
...В год празднования 280-летия Абылай хана (1991г.) на поляне была установлена стела. Был также основан музей, который сегодня вправе гордиться своими экспозициями, богатой библиотекой и другим. Заведует музеем Амина Даулетовна.

 Пещера любви, Настасьина гора

 Сары-Арка свято чтит имена своих любимцев. Один из них Балуан Шолак (Нурмагамбет Баймурзин). Еще при жизни о нем слагались легенды. Был он человеком, щедро одаренным природой. Мало кто из батыров вольной степи мог соревноваться с ним в силе, ловкости, меткости глаза и твердости руки. Послушны были ему самые резвые скакуны, степь считала его сыном и всегда была ему открытой и доверчивой. Он был непривзайденным, виртуозным домбристом - домбра пела в его руках, вторя его задушевному голосу, рассказывая вместе с ним слушателям о любви, верности, дружбе... В каждом ауле у Балуана Шолака были надежные друзья, которые любили его, почитали его, как несказанно талантливого, одаренного человека, великого как в своей гениальности, так и в простоте отношений с теми, кто уважал и почитал его.

Любовь высокую, искреннюю Балуан Шолак славил в своих многочисленных песнях, и хорошо получалось это у него потому, что он знал, что значит это чувство в жизни каждого человека, в том числе и в его собственной. Одна из легенд, сложенная народом, на основе действительной любви Балуана Шолака к Настасье гласит так:

...Однажды друзей Балуана Шолака беспричинно арестовал станичный атаман Астафов. Чтобы освободить их, Балуан Шолак выкрал дочь атамана - Настасью, увез ее в горы и спрятал в пещере в одной из скал Кокше, находилась, которая на берегу озера Айнаколь (Большое Чебачье).
...В неожиданной схватке с медведем Балуан Шолак получает серьезные ранения. Из добрых побуждений Настасья ухаживает за ним, излечивает его и неожиданно для себя влюбляется в славного джигита. Тот отвечает ей тем же, звенит его счастливая домбра, поет девушке о любви, красоте, добре, свободе. Пещера вместо темницы для девушки превращается в место чистой любви Настасьи и Балуана Шолака. Они счастливы, им хорошо вдвоем... Но слишком скоротечно их счастье. Они получают письмо от отца Настасьи, в котором тот сообщает, что выполнил все требования Балуана Шолака, освободил его друзей, и он теперь обязан отпустить Настасью. Настасья возвращается домой, а Балуан Шолак в свой родной аул. Чтобы впредь молодые не могли видеться, Астафов решает отправить Настасью к дальним родственникам. Опечаленная Настасья, предчувствуя близкий конец любви, пишет письмо Балуану Шолаку, в котором еще раз признается в любви к джигиту и сообщает ему о том, что готова ради него покинуть опостылевший ей дом. Но письмо перехватывает ее брат - Евграф. Он предлагает отцу воспользоваться случаем и навсегда избавиться от Балуана Шолака. Отец соглашается с предложением сына Евграфа. Так все и происходит. Балуан Шолак спешит на место встречи с возлюбленной - к озеру Айнаколь (Большое Чебачье), к той скале, к той пещере, в которой волею случая они испытали немало сладостных мгновений и поклялись в вечной верности друг другу. ...Влюбленные бросаются в объятия. Но раздается выстрел. Балуан Шолак ранен. Из-за нагромождения камней появляются вооруженные люди - ее брат Евграф и наемники отца. Настасья с криком: "...Балуан, нас предали!..." бросается со скалы в беспокойные волны озера Айнаколь. В спину Балуана опять стреляют Евграф и его помощники. Но он находит в себе силы, доползает до края скалы и с криком: "Настя" тоже бросается в воды озера. Настасья погибает. А Балуана Шолака в беспамятстве извлекают из воды. Жажда жизни, могучее здоровье Балуана Шолака побеждают смерть. Но нужна ли ему жизнь без любимой? Окаменело его сердце, безысходной печалью наполнились его глаза, не звенят, не поют уже струны его голосистой прежде домбры, а плачут, скорбят о самом дорогом, безвозвратно утраченном...

...В память о трагической любви двух молодых сердец скала называется Настасьиной, или Теплой горкой. Здесь по весне первыми в округе цветут подснежники и тюльпаны. А в деревянной беседке, построенной людьми, играет духовой оркестр. Пещера, в которой Балуан Шолак прятал Настасью, называется не просто пещерой, а пещерой любви.
Песня 'Талия" - прощальная улыбка последней любви, как называют ее в народе, написанная Балуа-ном Шолаком на склоне лет, стала шедевром казахского песенного творчества.

Жекебатыр (Спящий батыр)

В одном из аулов родился и рос джигит необыкновенной природной силы, смелости и отваги. Пока был молод, не особо стремился выделяться их среды сверстников. Веселился, как все, особых забот не зная. А когда возмужал, набрался опыта, стал пристальней всматриваться в окружающее, осмысливать его, то будто пелена упала с глаз. Разглядел он нищету беспросветную, горе народное: аулы то и дело подвергались набегам врагов, многих постигала участь рабов, от прежних стоянок и кочевий не оставалось и следа. Не умели жить мирно между собой и сами казахи - враждовали между собой из-за пастбищ, невест... Зависть, корысть, мстительность нередко приводили к кровавым побоищам...

Опечалился молодой Батыр, махнул на все рукой и решил? уйду из аула, добуду счастье и богатство, а затем одарю ими всех сородичей, может быть тогда они утихомирятся, перестанут обескровливать себя междоусобицами и распрями, обретут покой и радость... Выковал он себе меч, шлем, кольчугу, обрядился в доспехи, сел на верного коня и отправился на край света за счастьем для своего народа... На своем долгом пути он встретил немало доблестных воинов из неведомых, чужедальних краев, которые, как и он, стремились достичь одной цели - добыть счастья для своего народа... Однажды злые силы преградили путь Батыру. Долго он бился, но не смог преодолеть несметные полчища врагов. От бесконечной борьбы он ослеп, оглох и только тогда наконец-то понял, что каким бы храбрым и сильным не был, ходить за счастьем в одиночку нельзя. Вконец обессилел от этих мыслей воин, упал на спину. Так и окаменел Жекебатыр со шлемом на голове, с насупленными бровями, густыми усами, прямым с горбинкой носом, толстыми губами и бородой по пояс.

Высота горы, если считать до острия шлема - 836 метров. Сакен Сейфуллин так описал Спящего рыцаря в поэме "Кокшетау":

Об этом батыре рассказ был таков:
Он гору одну охранял от врагов.
Стоя на посту, он случайно вздремнул
И спящим остался на веки веков.
Огромной горою батыр тот стоит.
Глаза он закрыл, словно тайну хранит.
Зовется гора эта "спящий батыр".
Посмотришь; и вправду как будто кто спит.,.
А было батыру лет сорок тогда.
Гора - его тело, скала - голова.
Спит в шлеме батыр. Нос батыровый прям.
А грудь покрывает ему борода.
 
Окжетпес
 
 Величественная скала Окжетпес (в переводе на русский язык - не долетит стрела). Высота ее не превышает трехсот метров над уровнем моря. Она украшение берега озера Аулиеколь (Борового). По свидетельствам, об этой скале было сложено более шестнадцати легенд и сказаний. При написании своей широкоизвестной поэмы "Кокшетау" поэт, государственный деятель Сакен Сейфуллин обращался к этим живительным источникам народного художественного творчества и придал им особый смысл, особое звучание. Великий поэт казахского народа, мастерски владея словом, сумел точно, талантливо передать суть легенды Окжетпес и она, по-новому озвученная им, стала символом любви и верности, женской чести и достоинства. О скале Окжетпес наиболее известны в народе три легенды.


1...Великую Степь то и дело сотрясали большие и малые набеги монголов, джунгар, калмыков. Враги ее были беспощадны: разоряли аулы, угоняли скот, убивали мужчин и детей, брали в полон женщин и девушек, уводили их в рабство...
Грозный хан Среднего жуза - Абылай нередко наказывал обидчиков, давал им понять, что посягательство на Великую Степь, ее народ не может оставаться безнаказанным. И он мстил особо ретивым, неугомонным, злобным...

Oднажды хан Абылай одержал сокрушительную победу над калмыками и вернулся с большой добычей из похода в родные края. В тени одной из приозерных скал Абылай решил разделить все добытые в сражении трофеи между участниками победного похода. Всем всего досталось сполна. Осталось решить лишь одно -кому отдать плененную юную красавицу калмычку?

Слишком многие из воинов хотели видеть ее своей женой. Но калмычка на каждое предложение отвечала категоричным отказом.
Затянувшийся спор между воинами, претендующими на руку и сердце красавицы -калмычки, озадачил хана Абылая. Чтобы ненароком не обидеть кого-либо из своих доблестных воинов и не неволить в выборе красавицу-калмычку, он предложил ей самой определить достойного.
Красавица-калмычка прислушалась к мудрому совету хана Абылая. Но разрешить спор между разгоряченными джигитами решила по-своему. Она взобралась на вершину скалы, у подножия которой расположились воины, укрепила свой белый платок на ее вершине и сказала:
- Стреляйте, джигиты! Чья стрела долетит до вершины горы, за того я выйду замуж!..
Долго соревновались джигиты, много стрел выпустили из своих луков, но ни одна из них не долетела до вершины скалы, не говоря уже о том, чтобы коснуться своим острым жалом вывешенного белого платка...

Разгневался хан Абылай и на своих неумелых воинов и на упрямую калмычку и приказал ей спуститься с вершины каменной скалы...
Но ослушалась грозного хана Абылая красавица-калмычка, поступила вопреки его воле. Она прекрасно понимала, что только на вершине горного утеса она вольна и свободна. Если же вновь спустится в ставку разгневанного, жестокосердечного хана, то лишится последнего, что у нее сейчас есть. В лучшем случае может стать наложницей или женой нелюбимого человека. Ни то, ни другое было ей не по душе. Поэтому она решилась на последний, отчаянный шаг в ее юной жизни - бросилась с вершины горного утеса в воды Голубого залива озера Аулиеколь (Боровое)...

Так погибла юная красавица-калмычка, бросив вызов ханской воле и всем желающим видеть ее своей женой. Девичья честь, достоинство, гордость оказались для нее превыше всего, и она не поступилась ими.
Вполне возможно, что со временем стерлись бы из людской памяти воспоминания о непокорной, своенравной, свободолюбивой красавице-калмычке, если бы не случилось непредвиденного: на месте ее падения на озерной глади Голубого залива появился жумбактас -скала - загадка, или как ее еще очень часто называют, - Сфинкс.
Каждый при взгляде на скалу видит нечто свое. Чаще всего она является взору то усталой, задумчивой старушкой, то молодой, целеустремленной девушкой... Некоторые же связывают облик этой скалы ни с молодой или старой женщиной, а считают ее символом метущейся, беспокойной женской души. И это, если следовать легенде, ближе к сути поступка гордой калмычки, ближе к реальности, к правде жизни. Впрочем, это только догадка, а не утверждение... Если со стороны озера всмотреться на ухо "Слона", вы увидите стоящую во весь рост девушку, держащую в руке платок.

2.. .Давным-давно это было. Жил-был у озера Борового зажиточный бай. Всего у него было сполна. Но превыше всех своих богатств он ценил свою единственную дочь-красавицу. Любил ее, выполняя каждое ее желание. Вопреки существующим обычаям и традициям, он отказывался выдавать ее замуж, какой бы калым ему за нее не предлагали. Желая только счастья единственной дочери, он разрешил ей выбрать в мужья того, кто был всего ближе ее душе и сердцу.
- Моим мужем будет наш батрак-пастух Касым, -заявила она отцу.
- Что ты говоришь? - возмутился бай. - Твоим мужем будет не батрак Касым, а самый сильный, самый смелый, самый ловкий джигит, - сказал он в гневе.

Бай объявил по всем ближним и дальним аулам о своем желании и в назначенный день у скалы собрались лучшие из лучших. Он сказал им:
- Мое условие таково: чья стрела долетит до вершины скалы, за того я выдам свою единственную дочь. Кто будет пытаться, но не выполнит того, о чем я сказал, тому я отрублю голову,..
Попытки джигитов оказались напрасными - ни одна стрела не долетела до вершины скалы, многие сложили свои головы у ее подножия... Тогда дочь опять обратилась к отцу:
- Отец, разреши выстрелить из лука Касыму.
- Ну, раз ему надоело носить голову на плечах, то пусть стреляет, - благосклонно согласился бай.
Касым выстрелил из лука. Но и его стрела не долетела до вершины каменного утеса. Приближенные бая тут же схватили беднягу, скрутили ему руки и уже были готовы отрубить ему голову. Но девушка остановила их, она вновь стала просить отца:
- Отец, - сказала она, - голову Касыма ты всегда успеешь отрубить... Помилосердствуй, позволь Касыму выстрелить еще один раз...
Своенравный бай смирил свою гордыню, уступил желанию любимой дочери.
Пока батрак готовил лук и стрелу, девушка забралась на вершину каменного утеса, и чтобы подбодрить своего возлюбленного, запела его любимую песню. Голос у нее был чудесный. Он, как серебряный колокольчик, звенел, разливался над горами, над озерами, над лесами и это придало сил Касыму, стрела долетела до вершины и упала у ног его любимой.
Отпраздновали богатую свадьбу. После свадьбы Касым спросил у жены:
- Зачем ты забралась на вершину горы?
- Если бы твоя стрела во второй раз не долетела бы до вершины, то отец приказал бы отрубить тебе голову, а мне без тебя не жить, я бы бросилась с вершины и разбилась о камни, - ответила она ему...

Помимо этих двух широкоизвестных в народе легенд, путешественнику И.Т.Словцову удалось записать древнее предание о скале Окжетпес:
...В дальние времена, когда только казахи владели Великой степью, на вершине каменного утеса жил огромный Орел-вещун. Он зорко следил за всем, что происходило в округе. Многим был неугоден этот Орел, он не позволял своенравным и своевольным совершать неблаговидные поступки. Немало было тех, кто пытался подстрелить Орла, но их стрелы не долетали до вершины каменного утеса, где обитала неугодная птица. Находились и те, кто пытался взобраться на вершину утеса, чтобы убить Орла и разорить его гнездо. Но все их многочисленные попытки были тщетны. Спустя годы по степи пронесся слух, что Орел-вещун улетел. Но в памяти народной до сих пор свежо предание о гордой, вольной, вещей птице, которая жила на вершине каменного утеса, до вершины которого не долетит стрела, не всякий путник доберется...

А вот еще одна малоизвестная легенда об Окжетпесе.
До Жекебатыра или позже него, об этом точно сказать никто не может, в одном из мирных аулов Кокшетау родился необыкновенный мальчик. Он был крупным ребенком и с каждым днем он рос все больше и больше. К десяти годам он настолько вытянулся вверх, что стрела, пущенная с земли, долетала только до его груди. Люди стали называть его Окжетпес ом, т.е. "Не долетит стрела". Насколько он был высок ростом, настолько же был наделен недюжинной силой. Поскольку не было такой живности, которая могла его выдержать, он приручил слона.
Казахи всегда терпели набеги врагов. Со всех сторон, с жадностью голодных волков, совершали недрги набеги, опустошая аулы. Но каждый раз на пути врага оказывался Окжетпес. И каждый раз враг терпел сокрушительные поражения, а оставшиеся в живых уходили ни с чем. Однажды все враги казахов объединились и решили, во что бы то ни стало разгромить и разграбить аулы. Врагов было несметное число. Окжетпес несколько дней подряд громил и уничтожал неприятельских воинов. Наконец они дрогнули и пустились наутек.
Говорят, батыры бывают простодушными и доверчивыми. Окжетпес решил, что враг больше не посмеет вернуться и поэтому стоит хорошенько отдохнуть и выспаться. Он искупался в водах Аулиеколя, вошел в лес у подножия Кокшетау и залег в тени деревьев. Враг не дремал. Он следил за действиями Окжетпес а, выследил его и напал на беспечного батыра тысячами воинов. Оставшийся без оружия батыр стал вырывать деревья вокруг и крушить ими врага. (Во время битвы Окжетпес вырвал деревья у соседнего аула и там образовалась поляна. И позже, через много лет, на этой поляне будет отдыхать Абылай-хан и люди назовут лужайку "Поляной Абылай-хана". Но это будет через тысячелетие). Но силы были слишком неравными -безоружный батыр и тысячи врагов, стреляющие по нему из луков, бросающие в него копья и бьющие его секирами, Окжетпес сильно устал. Он понимал, что стоит ему упасть, как на него набросятся, свяжут и будут издеваться. Плен - это позор! Тогда, собрав последние силы, он громогласно крикнул.
- О, Всевышний! Не дай умереть позорной смертью пленника! Преврати меня в камень!
Чтобы не отдать врагу своего слона, он приподнял его вверх и превратился в глыбу. Так и застыл он в камне со своим поднятым слоном.
И так объясняют наши предки происхождение вершины Окжетпес.

Скала АЮТАС или Пахомовка

На берегу озера Боровое (Аулиеколь) в северо-западной его части находится причудливая скала башня. Она обрывиста над водой, но с северной стороны доступна самым неопытным туристам любого возраста. Названа она в честь отставного генерала Пахомова, который первым в этом краю построил дачу. Было это в восьмидесятые годы XVIII века.
На вершине горы, на ровной площадке находятся две сросшиеся гранитные глыбы, которые в лучах солнца очень похожи на медведя и кабана: медведь присел у края обрыва и заглядывает в пропасть, а кабан подкрадывается к нему сзади, хищно приподняв клыкастую морду.
Летом 1856 года на этой скале часто проводил время Чокан Валиханов с другом С.Ф.Дуровым учителем, бывшим политкаторжанином. Вот как об этом написано у В.А.Терещук:
После выхода из Омской военно-каторжной тюрьмы С.Ф.Дуров выглядел в свои сорок лет шестидесятилетним стариком и был очень больным, как впоследствии писал Ф.М.Достоевский. После возвращения из Кокчетава в Омск Сергей Федорович познакомился с молодым офицером, личным адъютантом губернатора, двадцатилетним казахом Ч.Ч.Валихановым. Чокан оказался близким Дурову по духу. Знакомство их состоялось в доме Капустиных, хозяйкой которого была родная сестра Д.И.Менделеева. Несмотря на большую разницу в возрасте они вскоре подружились. Ч.Валиханов летом 1856 года пригласил Дурова в аул своего отца с тайной мыслью подлечить больного учителя здоровой пищей, чистым воздухом, кумысом и охотничьими развлечениями. Не без труда оформил Валиханов отпуск Дурову и добыл разрешение на поездку в степь. На пятые сутки они прибыли в укрепление Кокчетава, но аулы уже переселились на летние пастбища ближе к Боровому. По пути до аула отца Чокана Дуров и Вали-ханов остановились на ночевку в небольшом ауле ке-реев, после утомительной дороги уснули. Дурова разбудили звуки песни. Увлеченный песней, он вышел из юрты: увидел толпу людей. Подошел ближе, ему уступили место, и он сел рядом с Валихановым, который, указав на певца, шепнул на ухо: "Биржан-сал!". Джигит пел непринужденно, красиво подыгрывая себе на домбре. Дурова песни взволновали. Чокан объяснил ему, что этот певец - композитор-самородок из рода аргынов, сын Кожагула. После трехдневного гостевания в ауле Чокан предложил Дурову поставить юрту у озера Бурабай. Недалеко от этого места, за сопками, стоял аул, в котором жил Кожагул, подаривший казахскому народу Биржана. Чокан и Дуров любовались гладью летней озерной воды, за небольшим заливчиком которой возвышалась скала-башня с камнем-медведем. За небольшой промежуток времени Дуров поправился, и, казалось, даже помолодел. Как-то Чокан предложил Дурову подняться на площадку скалы. Сначала Сергей Федорович не решался, так как давали о себе знать разбитые ревматизмом ноги и ослабленное сердце, но потом согласился. Со скалы перед их взором открылось Боровое - еще сказочней, еще загадочней. Теперь они почти каждый день поднимались сюда, любовались природой, читали стихи, много говорили, спорили о жизни народа, его будущем. Так, беседуя, Дуров передавал своему молодому другу Чокану сокровенное чувство любви к Родине и народу. Вскоре, поправившись, С.Ф.Дуров уехал в Омск и оттуда -на родину, а Ч.Валиханов отправился в путешествие по Средней Азии.
В 50-60 г. г. прошлого века это было самым оживленным местом среди курортников, да и самих жителей поселка. Здесь размещался летний ресторан, танцплощадка, играл духовой оркестр, лодочная станция, спортивные площадки для игры в волейбол, городки, кегельбан, серсо. Прямо у воды размещались три двухэтажных здания - соляриев для принятия воздушных ванн.
Старая казахская легенда, которая передается из поколения в поколение, о возникновении урочища Боровое гласит так:
...Аллах, создавая мир, дал казаху только степи. Несправедливый дар Аллаха - решил казах и потребовал у создателя в дополнение горы и леса. Но всемогущий был скуп, он не захотел расставаться с тем, что осталось у него в корджуне. Тогда на помощь народу поспешил сказочный герой, весельчак и балагур, безбородый пересмешник - Алдар-Косе. Он быстро втерся в доверие к Аллаху и предложил ему сыграть в прятки и перетяжку. Чтобы было, где прятаться в голой степи, Алдар-Косе попросил у Аллаха маленькую горку. Всемогущий внял его просьбе и, шутя, насыпал среди степи холм, который и поныне называется Букпа, что в переводе на русский язык значит "прятаться". Во время игры сметливый Алдар-Косе незаметно проделал в корджуне Аллаха дырку. И, когда всемогущий и балагур затеяли в небесах возню в "перетяжку" и "догонялки", на степь просыпались из дырки земные красоты: остатки скал, леса, озера, родники...
Существует другой вариант этой легенды:
...После сотворения мира летит Аллах над землей и разбрасывает из своего хурджуна родники, реки и озера, горы и леса. Вот и степи Казахстана показались, а мешок-то пуст, только в одном уголке осталось чуть-чуть - горы невысокие, но лесистые, озера - неглубокие, но голубые, прозрачные... И зачерпнула все это щедрая рука в одну горсть и бросила на север, чтобы разбавить степи ковыльные да бескрайние...
Вот что рассказывает другая легенда этого края. Уже много веков прошло с той поры, как Всевышний сотворил все, что есть на Земле, и на всякий случай решил вернуться, чтобы проверить, так ли все живут, как было задумано. Оказалось, что многие жители желали для себя большего и пришли к Нему со всех сторон света в середину Евразийского материка, в степи Сарыарки с жалобами. Слон жаловался на жару, таежный медведь- на долгую зиму, пустынная антилопа страдала от пыли и жажды. Пришел и человек и сказал, что слишком загадочна жизнь и томиться он разными желаниями, которые сам не в силах исполнить. Не понимали живущие на Земле, что довольному всем нет нужды что-либо делать, даже незачем вставать после сна, и, получив все, камнем застынет он в своем блаженстве. Не понимали и продолжали просить и настаивать. И тогда Он обещая им, что не будет ни холодно, ни жарко, ни слишком влажно, ни слишком сухо, и сделал всех такими довольными, что они уснули в миг и окаменели на век.

Бурабай

...Бура был молчаливым, замкнутым, напрасно не нарушал покоя степняков. Любил он только гулять, пастись у подножья Кокше, утолять жажду холодной озерной или родниковой водой.
Но как только беда, джут или война надвигались на родной край или народу грозило какое-нибудь несчастье, Бура тут же преображался. Птицей взлетал он на вершину Кокше и трубил громко и протяжно. От его рева содрогались горы и леса, замирали степи, травы и цветы, стада в тревоге сбивались в кучу, скулили псы, взлетали с насиженных мест птицы, разбегались звери. Услышав тревожный клич, люди, если это был очередной набег врагов - джунгар, собирались вместе, забивали скот в жертву небу, точили мечи и копья, мастерили луки и стрелы, надевали поверх доспехов белые рубахи, готовились с честью встретить грянувшую беду...

Народ почитал, боготворил Буру, берег его от дурного глаза, ядовитой стрелы, освобождал его от всяких мирских забот. Но однажды на пути к водопою повстречался Буре надменный джигит - сын хана - Ка-сым. Хвастаясь силой и меткостью, точностью глаза перед свитой себе подобных, он пустил в Буру стрелу. Бура взвыл от боли и упал на передние ноги. Жестокому джигиту были отрадны предсмертные муки и страдания верблюда: хохоча, вонзал он одну ядовитую стрелу за другой в голову, глаза, живот умирающего Буры. Верблюд гневно выл, предвещая горе и несчастья своему обидчику...
Кровь и слезы верблюда сливались в один ручеек, стекали в помрачневшее, разбуженное горем озеро. Трубя, Бура полз к воде из последних сил, чтобы глотнуть животворной влаги, но безжалостный Касым, хохоча, воткнул в тело верблюда кривой, острый кинжал. Бура не дополз до кромки берега, умер, превратился в камень, и нарек народ этот камень Бура. После этого случая народ возненавидел хана и его сына Касыма и со временем весь их род вымер, и память о нем затерялась в неоглядных степных просторах.
Некоторые авторы не согласны в легенде с тем, что младший сын Абылая - Касым был таким жестоким и хвастливым и который действительно подстрелил вещего верблюда. Гора Бурабай еще до рождения Касыма называлась Бурабай. Касым-хан был исторической личностью, продолживший дело своего отца. В официальных царских документах о нем писали так: "Во главе всех беспокойных стало семейство Касыма Аблай-ханова, которое по богатству, по родственным связям и по предприимчивости своей обладает огромным влиянием на умы киргизов и почитает происхождение свое от хана Абылая за законное право на верховную власть над всей Средней Ордой".
Сыновья Касыма - Саржан, Есенгельды, Кенесары Ханг Наурызбай и внук его Сыздык были народными героями, отдавшие свои жизни за свободу и независимость Казахстана. Но легенды сложены народом и их надо принимать такими, какие они есть.
А вот еще одна из концовок легенды... Преградив путь к наступающим врагам вещий верблюд Акбура превратился в гору Бурабай.

 

О, кокше, коздi ерiкciз токтатасын,
Акша бултка кадалган шокпар тасын.
Акылбайдын аса алмай асуынан,
Енiсте шогiп жатыр Ак,- Боташым.


Акын сравнил гору Бурабай с белым верблюжонком. По дороге от поляны Абылай Хана неподалеку от двугорбой горы Бурабай с утеса Кзылтас стекает в озеро Боровое (Аулиеколь) Иманаевский ключ.

 
      

Адрес

Жемчужина Казахстана Щучинск, Гостевой дом "Ар-Ай" (находимся за Республиканским учебно-оздоровительным центром  «Балдаурен»).
 Ар-Ай на карте Google 

Дополнительно

Ресторан
Сауна
Бильярд
Летник с мангалом
Караоке
Вы здесь: Home О нас Легенды Борового